четверг, 26 сентября 2013 г.

Конспект урока : Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. 

кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Средневековье - пик развития величайших философов и  их мыслей, ставшими ключами к развитию целых общественных движений и мировоззрений.  К их числу следует отнести в первую очередь Августина (354—430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души. Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах.
подобно Аристотелю, Фома рассматривал человека, как существо довольно разумное, духовное и социальное существо, которому необходима реализация в этом самом обществе. 

Первые сокрушительные удары по средневековому мировоззрению нанесли такие выдающиеся философы как Р . Бэкон и У. Оккам, даже не смотря на то, что они не желали подрывать духовный авторитет церкви.
Бекон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения ума и веры, что неизбежно вело к ослаблению классической философии от теологии. 

Оккам утверждал, что реальность бога нельзя установить логическими средствами , нельзя его познать и через чувственный опыт: единственный путь к богу - это вера.
Новую брешь в традиционных представлениях пробили Лютер и его сторонники. Их Церковно - обрядовое понимание спасения было подвергнуто критике. Данный пересмотр взглядов называется реформация. 
Одним из влиятельных направлений в духовной культуре стал гуманизм.
Гумани́зм (от ла. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрении, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения 
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие проявление своих способностей
Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».
В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого»
Политика и государство : новый взгляд
Исходным пунктом рассуждений философов об устройстве общественной жизни в то время выступает уже не столько общество, сколько отдельный человек, как индивид, который в основе своей эгоистичен.
Макиавелли создал своего рода учение о механике правления. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение , создание стабильного государства. 
Гоббс, как и Макиавелли, считал что общество и государство должны быть приняты рационально , с научных позиций.
Оба философа единодушны и в том, что природа человека неизменна. 
Другой философ - Дж. Локк пришел  к выводу о нецелесообразности такой концентрации верховной власти в одних руках или в одном органе. Он выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти. 
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.
Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.
Жан Жак Руссо считал, что общество портит человека, в следствии чего ему надо вернуться к первобытному образу жизни, как средство для единственного спасения.

Марскистское учение об обществе.

К.Маркс - создатель философии диалектического материализма. Как социальный философ он доказывал, что свободный человек в реальной практической жизни доказывает действенность и могущество своего сознания. Диалектический материализм утверждает:
 1) все в мире есть движущаяся материя;
 2) сознание - свойство человека и человечества, развившееся для отражения объективной реальности; мир познаваем, возможно установление объективных истин;
 3) материальный, в том числе и социальный, мир закономерно изменяется.
 Люди, знающие законы саморазвития мира, способны сознательно участвовать в практическом преобразовании природы и общества. Исходя из этих посылок, марксизм заложил основы материалистического понимания истории. Маркс описал строение буржуазного гражданского общества. В «Капитале» он показал, как на основе объективно складывающихся экономических отношений между людьми в современном ему обществе возникают класс буржуа - эксплуататоров и класс наемных рабочих - пролетариев. По Марксу, все антагонистические общества - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое - рождаются и исчезают по объективным законам, создаются и гибнут в борьбе классов. Он утверждал возможность сознательного построения людьми бесклассового общества - коммунистического. Методология материалистического диалектического мышления вооружает людей методами познания закономерностей развития природы и общества. Социальные воззрения марксизма подверглись жесточайшей ревизии и критике со стороны, как его последователей, так и противников.

Социально-философская мысль.

1) Марксизм 
2) Технократизм
3) Экзистенциализм


.

Комментариев нет:

Отправить комментарий